Об
учебном курсе «ОРКСЭ»
Общие
положения
Нормативно-правовой
основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации
от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс
ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Один из модулей
изучается обучающимся с его согласия и
по выбору его родителей (законных представителей).
В течение 2010 –
2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах
Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1
четверти 5 класса.
Образовательное
учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно
определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс
ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его
модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс
ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных
идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание
знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную
роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Цель и задачи
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование
у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Задачи учебного
курса ОРКСЭ:
· знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
· развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
· развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Место
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения.
Курс, раскрывающий основы религиозных
культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от
начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию
он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования
и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся
учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в
5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций
России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и
настоящего.
Структура
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34
часа).
4 класс
Блок 1. Введение. Духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и
светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции
многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим
ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога
как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для
всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных
завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов
учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и
оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на
основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки
проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал,
освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации
проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным
содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях
России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют
оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь
курс.
Учебные пособия
для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(34 часа).
Учебные пособия «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской
этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и
светской этики» для 4-5 классов основной школы.
Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий,
имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими
принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа
разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход,
способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах
религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний
учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы
адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Письмо МОРФ
Итоги аппробации курса ОРКСЭ Презентация Итоги аппробации ОРКСЭ
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
План
организационно-методического сопровождения введения учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Омского муниципального района Омской области
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
|